Как получить технические средства реабилитации? Как получить технические средства реабилитации для инвалида Инвалидная программа реабилитации инвалидов

Большинство граждан, получивших вследствие заболевания или травмы, оказываются не в состоянии выполнять какие-либо действия без посторонней помощи или без использования технических средств реабилитации (ТСР). Чаще всего это связано с негативными изменениями опорно-двигательного аппарата. В законодательстве РФ предусмотрены . Эти меры включают в себя ряд различных льгот, к наиболее важным из которых относятся льготы по приобретению лекарственных препаратов, медицинского обслуживания и обеспечение инвалидов индивидуальными средствами реабилитации.

Законодательная база и специальная программа по обеспечению инвалидов

Оказание помощи лицам с ограниченными возможностями регламентируется рядом государственных актов. Большинство из них приняты в 90 годы, поэтому многие статьи этих законов неоднократно изменялись и дополнялись.

Льготы, положенные инвалидам согласно федеральному закону и приказу Министерства труда

Все льготы, на которые имеют право лица с ограниченными возможностями, прописаны в следующих документах. Это федеральный закон об инвалидах № 181-ФЗ от 15. 11. 1995 года в последней редакции от 14. 12. 2015 года и постановление Правительства РФ об обеспечении инвалидов ТСР № 240 от 07. 04. 2008 года в последней редакции от 07. 03. 2016 года . Вопросы о технических средствах реабилитации более подробно рассматриваются в приказе Министерства труда № 374 «н» от 18. 07. 2016 года.

Классификация – основные и вспомогательные средства

Очень важным для инвалидов является получение технических средств реабилитации. Классификация – такие средства могут быть основными или вспомогательными. Без основных средств больной не может выполнять важнейшие базовые действия, такие как передвижение и отправление естественных надобностей. Вспомогательные средства могут использоваться в процессе реабилитации и подготовке инвалида к интеграции в социальные структуры.

Если по каким-либо причинам в отделе социальной защиты инвалиду не может быть предоставлено необходимое ему техническое средство, то он может приобрести его самостоятельно. Его стоимость будет оплачена только в том случае, если заявление на предоставление средства реабилитации было официально зарегистрировано в соответствующей службе. Если необходимое приспособление было приобретено до подачи заявления, то его стоимость оплачена не будет.

Список технических средств

К техническим средствам реабилитации относятся следующие устройства:

  • трости, костыли и другие поддерживающие изделия;
  • инвалидные коляски ручные и с электрическим приводом;
  • различные виды протезов;
  • специальная обувь;
  • устройства для захвата и удержания предметов;
  • кресла и стулья, оснащённые сантехническим оборудованием.

Как средство реабилитации инвалидов рассматривается одна из инновационных разработок – протезы с бионическим управлением. Такие устройства пока проходят лабораторные испытания, но в ближайшей перспективе можно ожидать их появления в медицинских центрах.

Группа средств для выполнения личной гигиены

В отдельную группу средств выделены средства для выполнения личной гигиены. К ним относятся:

  • приёмники мочи и кала;
  • впитывающее бельё с функцией абсорбции;
  • специальные постельные принадлежности;
  • памперсы.

Для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и речи предусмотрены электронные технические средства для самообслуживания:

  • оптические корректоры для лиц с сильными нарушениями зрения;
  • электронные книги с голосовым синтезатором текста;
  • «говорящие» приборы для измерения давления и температуры;
  • синтезаторы речи;
  • вибрационные и световые сигнализаторы для глухих;
  • индивидуальные слуховые аппараты;
  • телевизоры, оснащённые функцией «Телетекст»;
  • телефоны с информационным дисплеем.

Кроме того для реабилитации инвалидов им могут быть предоставлены собаки-поводыри с дополнительным снаряжением. Для этого гражданин, нуждающийся в такой собаке должен написать заявление в социальную службу. Спустя определённое время ему будет предоставлена собака из питомника. Питание и лечение собаки осуществляется из средств социального органа.

Если собака подарена или куплена, то государство не компенсирует расходы на её содержание.

Ранее к техническим средствам относились специальные автомобили или мотоколяски для инвалидов, но с 2005 года такая льгота была приостановлена.

Обеспечение ремонтными работами

В соответствии с законом № 30-ФЗ от 07. 03. 2017 года были введены изменения и дополнения в постановление Правительства № 240. Все работы по ремонту реабилитационных технических средств осуществляются без очереди и бесплатно. Если техническое устройство не может быть отремонтировано по каким-либо причинам оно подлежит бесплатной замене . Для досрочной замены изделия может потребоваться техническая экспертиза, которая так же осуществляется бесплатно.

Практически в каждом регионе есть муниципальные законы о поддержке лиц с ограниченными возможностями. Они могут предоставлять инвалидам дополнительные льготы.

Перечень медикаментозных средств – как их получить

Для лиц с ограниченными возможностями положены лекарственные средства, в том числе и сильнодействующие, которые предоставляются с соответствующими скидками или бесплатно. Эта льгота регламентируется перечнем лекарственных средств. Данный перечень был определён постановлением Правительства РФ № 2782 «р» от 30. 12. 2014 года и был увеличен на 25 наименований лекарственных средств в 2017 году. В этот список входят следующие группы лекарственных препаратов:

  • опиоидные анальгетики;
  • ненаркотические болеутоляющие средства;
  • средства от подагры;
  • противовоспалительные средства;
  • антиаллергенные и противосудорожные препараты;
  • средства для лечения болезни Паркинсона;
  • успокаивающие препараты и антидепрессанты;
  • препараты, воздействующие на центральную нервную систему;
  • антибиотики и синтетические противобактериальные средства;
  • противовирусные и противогрибковые препараты.

В две большие группы выделены средства, воздействующие на сердечно-сосудистую систему и желудочно-кишечный тракт. Одним из заболеваний, по которому можно получить группу инвалидности, является резкое снижение уровня инсулина в крови, поэтому для многих инвалидов важны и предоставляются бесплатно средства лечения диабета.

В перечень медицинских препаратов, которые инвалид может получить бесплатно, но только по решению медицинской комиссии, входит большая группа лекарственных средств. Некоторые из них являются наркотическими или дорогостоящими препаратами зарубежного производства и могут быть получены в аптеках по специальному рецепту.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Формат карты ИПР

С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР, которая была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде.

Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения :

1. об образовательном уровне (общем и профессиональном);

2. о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

3. о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПР включает следующие разделы:

1. медицинская реабилитация

2. социальная реабилитация

3. профессиональная реабилитация.

4. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет). Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе “социальная реабилитация” предусмотрены:

1. информирование и консулльтирование по вопросам реабилитации,

2. оказание юридической помощи,

3. социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида,

4. адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности,

5. технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности,

6. психологическая реабилитация,

7. социокультурная реабилитация,

8. реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. содействие в трудоустройстве,

5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. получение дошкольного воспитания и обучения,

2. получение общего образования,

3. психолого-педагогическая коррекционная работа,

4. технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Где заполнить карту ИПР?

Карта ИПР разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где вы получали или будете получать свидетельство об инвалидности, а именно - в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они подведомственны Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

Впрочем, не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.

Что даёт инвалиду заполнение ИПР?

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.
В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.

В общем, сформированная для вас ИПР – это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.

Процедура заполнения карты ИПР

В Положении о признании лица инвалидом, утверждённое Постановлением Правительства от 13 августа 1996 г. № 965, сказано, что ИПР должна быть разработана в 30-дневный срок после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений.

Однако сейчас на практике существует следующий порядок.

Для получения ИПР Вам необходимо обратиться к Вашему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ.
Вместе с направлением лечащего врача следует подать в бюро МСЭ в двух экземплярах заявление следующего образца.

В ФГУ бюро медико-социальной экспертизы__________ района
от________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
инвалида____группы, проживающего по адресу: __________________________________________________
(индекс и адрес без сокращений)
телефон: ______________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разработать для меня индивидуальную программу реабилитации.
Дата________________ Подпись _________________

Один экземпляр заявления вместе с направлением передаётся в бюро МСЭ.

Для возможности проконтролировать процесс разработки ИПР следует продублировать заявление. На втором экземпляре, остающемся у инвалида или его законного представителя, должна содержаться следующая запись:

Документы для разработки ИПР получены бюро МСЭ.
____________ ____________ ______________
Дата Должность Подпись

В заявлении вам целесообразно указать мероприятия, средства и услуги по всем трём видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), в которых вы нуждаетесь для обеспечения вам равных возможностей с другими гражданами. Часто в органах МСЭ существует типовая форма заявления, в которую ничего невозможно вписать. В таком случае полезно написать все ваши пожелания в приложении и приписать в заявлении: «Прошу учесть рекомендации в приложении».
К заявлению полезно приложить заключения экспертов или рекомендации специалистов, которые предоставляют вам реабилитационные услуги, поскольку зачастую специалисты МСЭ не обладают полной информацией о ваших потребностях и достаточной квалификацией для определения вашего реабилитационного потенциала.
Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования.

ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.
Хотя, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 №965, органы МСЭ обязаны разработать ИПР для каждого инвалида. Однако иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей-инвалидов (или самим совершеннолетним инвалидам) подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПР. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР?

Инвалид должен расписаться в каждом разделе ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель), в графе для подписи надо написать: “С содержанием карты ИПР не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. К заявлению прикладывается копия ИПР. На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство здравоохранения и социального развития.

На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств предоставляемых инвалиду.

Инвалид (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за её исполнение и лишает инвалида права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Ещё раз о назначении и структуре карты ИПР

Представим себе, что сформированная для вас ИПР отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встаёт вопрос, как полноценно реализовать данную программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПР.

В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Однако для самого инвалида в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. Это значит, что если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПР, вы можете отказаться от них.

Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПР?

Отказ инвалида от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных её частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в её реализации.

Однако возможна и менее жёсткая тактика. Помня, что для инвалида ИПР носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПР вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПР реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПР изменить решение и воспользоваться своими законными правами.

Выбор исполнителя ИПР

Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей, например при обеспечении техническими средствами реабилитации исполнителя указывает исполнительный орган фонда социального страхования, также исполнителей некоторых мероприятий указывает местный орган соц.защиты.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.

1. Исполнители ИПР - конкретные государственные учреждения.
Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность.
После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.
Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно.
Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.
2. Исполнители ИПР – не конкретные организации, а учреждения определённого типа.
Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).
На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме).
При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.
3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР.

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», “инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”. Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПР.

Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ.

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР.

Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации.
Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПР?

В Федеральном Законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” утверждается следующее: “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”. Это означает, что если родитель ребёнка с инвалидностью (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПР, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.
Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона. Региональные программы должны действовать и после 1 января 2005 г.

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПР

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы фонда социального страхования.

Напомним ещё раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. По прошествии очередного периода реабилитации вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

В отделение фонда социального страхования (название города, района, области)
От _____________________, проживающего по адресу:

(указать индекс и адрес)
Заявление
На основании ст. 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ “__” ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп.
Рекомендованные мероприятия были осуществлены в (название организации или фамилия и инициалы независимого специалиста – реального исполнителя ИПР).

Приложения:
1. Копия карты ИПР.
2. Копии договоров об оказании услуг.
3. Копии квитанций (расписок) об оплате услуг.
Дата
Подпись

Оригиналы всех документов остаются у вас.

Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС.

Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами бороться за свои права, политика государства по отношению к нам не изменится.
Законодательные акты, регулирующие вопросы формирования и реализации ИПР.

Впервые ИПР, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвящённой Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст. 18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст. 25 (“Порядок и условия признания инвалидов безработными”), ст. 29 (“Санаторно-курортное лечение инвалидов”) и ст. 32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”).

ФЗ “О социальной защите инвалидов” даёт определение ИПР, информацию о том, что ИПР разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям-инвалидам на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. Кроме того, инвалид не может быть признан безработным гражданином без заполненной ИПР, а все споры по поводу реализации ИПР разрешаются в суде. Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в данном Законе, как обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; помните и о том, что инвалид сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

Также, правовой основой формирования ИПР являются нормативные документы, принятые в целях реализации ФЗ о социальной защите инвалидов:

Правовой основой реализации ИПР кроме норм Закон о социальной защите инвалидов является
Положение о признании лица инвалидом, утв. Постановлением правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965,
1. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004г. N805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы",
2. Приказ министерства Здравоохранения и социального развития РФ от от 29 ноября 2004 г. N 28 7,
3. Распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 1343-р, “Примерное положение о реабилитационном учреждении” (приложение к постановлению Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23 декабря 1996 г. №21/417/515).
Также существуют законы, которыми установлены некоторые права инвалидов, реализации которых поможет заполнение ИПР:
1. Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” (приняты Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г.);
2. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (в редакции от 22 марта 1996 г.);
3. Закон РФ “Об образовании” (в редакции от 13 января 1996 года).

После заполнения карты ИПР инвалид либо его законный представитель прибегают к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПР.

Механизм реализации ИПР на настоящий момент не отработан, поэтому на практике препятствия для индивидуальной реабилитации инвалида возникают на каждом шагу - от момента составления ИПР до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов.

Вопросы, связанные с реализацией ИПР, решаются как в договорном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не существует, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесённых инвалидом или его семьей расходов на реабилитацию по Москве и Московской области уже имеются.

Надо также помнить, что сейчас идет тенденция на заполнение ИПР каждому человеку с инвалидностью, но в ИПР прописываются не все те услуги и технические средства, которые нужны инвалиду, а те, которые может предоставить государство. На данный момент нам кажется, что люди с инвалидностью должны работать над тем, чтобы сломать эту тенденцию, ведь ИПР будет полезной только тогда, когда за основу при ее разработке будут взяты потребности каждого конкретного человека, а не возможности государства.

Дополнительная информация:

Хасикян К.Г.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

156072

Что такое ИПР

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР) должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Формат ИПР

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2008 N 12189), на сегодняшний день действует новая форма ИПР. Причем, хотелось бы отметить, что программы созданы для каждой возрастной категории свои.

ИПР инвалида и ребенка-инвалида созданы по общему принципу, но имеют отличия.

На первой странице имеются анкетные данные, группа инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности и причина инвалидности (в ИПР ребенка-инвалида имеется графа о фамилии, имени, отчестве и месте жительства законного представителя ребенка-инвалида), так же оформлено в виде таблицы наличие ограничений основных категорий жизнедеятельности со степенью ограничения.

Следующие разделы общие:

  1. мероприятия медицинской реабилитации,
  2. мероприятия социальной реабилитации,
  3. технические средства реабилитации и услуги по реабилитации.

Но имеются и отличия.

Так второй раздел в ИПР ребенка-инвалида содержит данные о мероприятиях психолого-педагогической реабилитации, а в ИПР инвалида – мероприятия профессиональной реабилитации и рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

Первый раздел – мероприятия медицинской реабилитации

Медицинская реабилитация инвалидов – комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановления нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов.

Цель медицинской реабилитации заключается в устранении или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

Медицинская реабилитация включает:

  1. Реконструктивную хирургию.
  2. Восстановительную терапию.
  3. Санаторно-курортное лечение.
  4. Протезирование и ортезирование.

Комплекс медицинской реабилитации составляют следующие меры, услуги, методы и средства:

  1. Медикаментозное лечение – фармакотерапия;
  2. Оперативное восстановительное лечение – реконструктивно-восстановительные операции (АКШ, трансплантация органов и т.д.);
  3. Физические методы лечения – физиотерапия, в том числе электролечение (электрофорез, электросон и т.д.), светолечение (УФО, инфракрасное лечение), водолечение – больнеотерапия (ванны, души ит.д.), теплолечение (парафино-, озокеритолечение), ингаляционная терапия (аэрозоль- и аэроионотерапия и т.д.), лазеротерапия, баротерапия, оксигенотерапия и т.д.;
  4. ЛФК – лечебная гимнастика, спортивные упражнения, ближний туризм и др.;
  5. Механотерапия;
  6. Массаж (сегментарный, точечный, вибромассаж и др.);
  7. Психотерапия;
  8. Диетотерапия;
  9. Традиционные и народные методы лечения (гомеотерапия, мануальная терапия, гомеопатия, фитотерапия и др.);
  10. Социально-психологические методы лечения (трудотерапия, терапия занятостью, терапия средой, восстановительная терапия речи);
  11. Протезно-ортопедическая помощь – специализированный вид медико-технической помощи, включающий в себя комплекс восстановительного, консервативного и хирургического лечения, снабжение больных и инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и обучение пользованию ими.
  12. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации и обучение инвалидов пользования ими.

Второй раздел – мероприятия социальной реабилитации

Социальная реабилитация – система социальных, социально-психологических, педагогических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса инвалида (по восстановлению навыков самообслуживания, бытовой деятельности и т.д.) решаются разными мерами, услугами и средствами. К ним относятся:

  1. Социальная диагностика;
  2. Консультирование по вопросам социально-бытовой и социально-средовой адаптации;
  3. Социальная ориентация (социально-бытовая, социально-средовая и др.);
  4. Обучение инвалида основным социальным навыкам (личная гигиена, самообслуживания, передвижения);
  5. Социальный тренинг;
  6. Обеспечение технических средств помощи;
  7. Обучение инвалидов пользованию технических средств помощи;
  8. Приспособление жилых помещений и жилой обстановки к потребностям инвалида;
  9. Социально-психологическая помощь и поддержка;
  10. Обучение навыкам организации и проведения отдыха, досуга, занятий спортом и другими видами рекреационной деятельности;
  11. Правовая помощь и др.

Третий раздел – мероприятия профессиональной реабилитации (для инвалидов старше 18 лет)

Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Система мер профессиональной реабилитации включает в себя:

  1. Профессиональная ориентация.
  2. Подготовку инвалида к профессиональному труду;
  3. Подготовку производства к использованию труда инвалидов;
  4. Мероприятия по обеспечению занятости (трудовой интеграции) инвалидов;
  5. Динамическое наблюдение и контроль над рациональностью трудоустройства, а также определения успешности социально-трудовой адаптации инвалидов;
  6. Мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.

Раздел - мероприятия психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

  1. получение дошкольного воспитания и обучения;
  2. получение общего образования;
  3. психолого-педагогическая коррекционная работа;
  4. получение профессионального обучения;
  5. технические средства реабилитации для обучения.

Последний раздел – технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)

Технические средства реабилитации – изделия, обеспечивающие устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушение6м здоровья со стойким расстройством функции организма.

Технические средства реабилитации по назначению классифицируются:

  1. Технические средства реабилитации для снятия, надевания одежды и обуви;
  2. Технические средства реабилитации для выполнения личной гигиены;
  3. Технические средства реабилитации для приготовления и приема пищи;
  4. Технические средства реабилитации для ориентации и передвижения;
  5. Технические средства реабилитации для коммуникации;
  6. Технические средства реабилитации для ведения домашнего хозяйства;
  7. Технические средства реабилитации для повседневной деятельности;
  8. Технические средства реабилитации для занятий физкультурой и спортом;
  9. Технические средства реабилитации для занятий рекреационной деятельностью;
  10. Функционально-эстетическая одежда
  11. Технические средства реабилитации – тифлотехнические средства для слепых и слабовидящих;
  12. Технические средства реабилитации – сурдотехнические средства для глухих, глухонемых и слабослышащих и др.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах выполнения проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Где заполняется ИПР

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Что дает инвалиду наличие ИПР

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР.

Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации. Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.

В общем, сформированная для вас ИПР – это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.

Процедура заполнения карты ИПР

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 16.03.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2008 N 12189) ИПР должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений, несмотря на то, что сроки разработки ИПР законодательно не определены она разрабатывается, как правило, в течение месяца.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).

Специалисты бюро (Федерального бюро, главного бюро) обязаны объяснить инвалиду (его законному представителю) цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. ИПР инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПР?

Инвалид должен расписаться в ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПР (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель), в графе для подписи надо написать: “С содержанием карты ИПР не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ инвалид может обжаловать путём подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона.

К заявлению прикладывается копия ИПР. На основании обследования и бесед с инвалидом делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПР с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона.

Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств предоставляемых инвалиду.

Инвалид (или его законный представитель) может отказаться от ИПР в целом или от реализации отдельных её частей.

Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за её исполнение и лишает инвалида права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Ещё раз о назначении и структуре карты ИПР

Представим себе, что сформированная для вас ИПР отражает все необходимые мероприятия, услуги и технические средства. Перед вами встаёт вопрос, как полноценно реализовать данную программу. Для решения этого вопроса целесообразно разобраться в вопросах о правах и обязанностях государства и человека с инвалидностью в процессе исполнения ИПР.

В соответствии с Законом “ ” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Однако для самого инвалида в соответствии со ст. 11 указанного Закона ИПР имеет рекомендательный характер. Это значит, что если вы не хотите участвовать в мероприятиях, получать услуги или технические средства, внесенные в ИПР, вы можете отказаться от них.

Что следует за отказом инвалида от исполнения ИПР?

Отказ инвалида от исполнения индивидуальной программы реабилитации в целом или от отдельных её частей освобождает государственные органы и другие организации от обязанности участвовать в её реализации.

Однако возможна и менее жёсткая тактика. Помня, что для инвалида ИПР носит не обязательный, а рекомендательный характер, после подписания карты ИПР вы можете просто не обращаться в организации, которые предоставляют включенные в ИПР реабилитационные услуги или выдают технические средства реабилитации. В этом случае вы оставляете себе возможность в течение срока действия ИПР изменить решение и воспользоваться своими законными правами.

Выбор исполнителя ИПР

Ключевым пунктом при заполнении карты ИПР является выбор её исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия. В связи с новой формой ИПР немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия.

Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей, например, при обеспечении техническими средствами реабилитации исполнителя указывает исполнительный орган фонда социального страхования, также исполнителей некоторых мероприятий указывает местный орган соц. защиты.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью (либо их законных представителей) в выборе исполнителей ИПР.

A. Исполнители ИПР - конкретные государственные учреждения

Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации. Если вы считаете, что предложенные органами МСЭ организации могут исполнить ИПР на должном уровне, вы можете использовать предоставленную возможность.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

Услуги по ИПР предоставляются государственными учреждениями инвалиду бесплатно.

Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПР вместо предложенного БМСЭ учреждения.

B. Исполнители ИПР – не конкретные организации, а учреждения определённого типа

Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определённого типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении инвалидов (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе. Если назначенная исполнителем ИПР организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от неё отказ (желательно в письменной форме).

При этом вы имеете право в качестве исполнителя ИПР сразу выбрать и какую-либо иную организацию.

C. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПР

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПР в качестве исполнителя, не является отказом от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ , “инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”. Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу.

Согласование выбора исполнителя ИПР с органами МСЭ

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПР.

Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПР на негосударственные организации.

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Кто возьмет на себя расходы на реабилитацию в рамках ИПР?

В Федеральном Законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” утверждается следующее: “Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду”.

Это означает, что если родитель ребенка-инвалида (или сам инвалид) приобрёл техническое средство или оплатил услугу, внесенную в ИПР, он имеет право получить компенсацию затраченных на это средств. На этом вопросе стоит остановиться подробнее.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно.

Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона.

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПР

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПР, должны производить территориальные органы фонда социального страхования. Напомним ещё раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПР дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПР, подкреплённые доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг.

Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Взаимодействие инвалидов, рассчитывающих на законную компенсацию понесённых в процессе реализации ИПР расходов, и органов ФСС должно быть аккуратным, чётким и взаимно корректным. По прошествии очередного периода реабилитации вы можете обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации, форма которого может быть примерно следующей:

В отделение фонда социального страхования
(название города, района, области)

От _____________________,
проживающего по адресу: (указать индекс и адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ

На основании ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прошу компенсировать расходы, понесенные мной в рамках исполнения Индивидуальной программы реабилитации №_____, выданной БМСЭ №____ "__" ___________200 г., в сумме ____________ руб. _______ коп.

Приложения:
1. Копия карты ИПР.
2. Копии договоров об оказании услуг.
3. Копии квитанций (расписок) об оплате услуг.

Дата Подпись

Оригиналы всех документов остаются у вас.

Заявление можно оставить в канцелярии органа ФСС, попросив принявшего его сотрудника расписаться на втором экземпляре и проставить входящий номер. Также возможно не посещать организацию ФСС лично, а отправить заявление и все необходимые приложения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если в течение месяца ответа не поступит или вы получите отказ в выплате компенсации, вы можете написать жалобу в вышестоящий орган ФСС.

Отказ в выплате компенсации со стороны вышестоящих органов завершает этап взаимодействия инвалида или его представителя с ФСС на добровольной основе. Следующим шагом на пути получения компенсации расходов на реализацию ИПР может стать обращение в суд с жалобой на бездействие органов фонда социального страхования и требованием компенсировать на законном основании понесённые инвалидом или его родителями расходы.

Родителям ребёнка-инвалида (либо взрослым людям с инвалидностью) следует понимать, что обращение в суд не свидетельствует о вашем желании создать конфликтную ситуацию. Напротив, грамотно аргументированные обращения представителей инвалидов в суд помогут сотрудникам государственных служб обратить внимание на проблему и всесторонне осознать свои установленные законом обязанности.

С другой стороны, пока мы рассматриваем такую деятельность как правозащитную, на данный момент есть совершенно противоположные решения суда по таким делам (правда ответчиком выступали территориальные органы соцзащиты, поскольку до 1 января 2005 г. Компенсации должны были выплачивать именно они), поэтому, рассчитывая на победу, надо быть готовым и к поражению. Но если мы не будем сами бороться за свои права, политика государства по отношению к нам не изменится.

Законодательные акты, регулирующие вопросы формирования и реализации ИПР

Впервые ИПР, как, впрочем, и само понятие «реабилитация инвалидов» (статья 9) упоминается в Федеральном законе №181 “ ” от 24 ноября 1995 г. Помимо ст. 11 данного закона, полностью посвящённой Индивидуальной программе реабилитации, ИПР также упоминается в ст. 8 (“Государственная служба медико-социальной экспертизы”), ст. 11.1. (Технические средства реабилитации инвалидов), ст. 17. (Обеспечение инвалидов жилой площадью), ст. 18 (“Воспитание и обучение детей-инвалидов”), ст. 19 (“Образование инвалидов”), ст. 20. (Обеспечение занятости инвалидов), ст. 23 (“Условия труда инвалидов”), ст. 24 (Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов), и ст. 32 (“Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров”).

ФЗ даёт определение ИПР, информацию о том, что ИПР разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также что основные права инвалидов на образование, создание необходимых условий труда, санаторно-курортное лечение, а детям-инвалидам на воспитание и обучение обеспечиваются в соответствии с ИПР. А все споры по поводу реализации ИПР разрешаются в суде.

Обратите внимание на такие важные моменты, отмеченные в данном Законе, как обязательность исполнения ИПР соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; помните и о том, что инвалид сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

Также, правовой основой формирования ИПР являются нормативные документы, принятые в целях реализации ФЗ о социальной защите инвалидов:

Правовой основой реализации ИПР кроме норм Закон о социальной защите инвалидов являются:

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации"
  2. Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ, Минобразования РФ от 23.12.1996 N 21/417/515 "Об утверждении примерного положения о реабилитационном учреждении".

Также существуют законы, которыми установлены некоторые права инвалидов, реализации которых поможет заполнение ИПР:

  1. (ред. от 30.12.2008).
  2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) "О занятости населения в Российской Федерации".
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009) "Об образовании".
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р <О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду>.

После заполнения карты ИПР инвалид либо его законный представитель прибегают к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПР.

Какая информация содержится в индивидуальной программе реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) разрабатывается медицинской комиссией в бюро МСЭ. Собственно, это и есть результат работы этой самой комиссии. Если человека признали инвалидом – значит должна быть составлена эта карта.

Какую информацию содержит документ:

  1. Анкетные данные инвалида – его полное имя, дату рождения, возраст и пол. В карте галочкой отмечается наличие российского гражданства и подробный адрес (если человек не имеет определенного места жительства это тоже отмечается), контактный телефон;
  2. Часть раздела ИПР посвящена полной информации об учреждении, которое направило человека на комиссию;
  3. В ИПР указывается профессия и стаж работы инвалида, его квалификации на момент освидетельствования, состоит или нет на учете в центре занятости;
  4. Далее идут сведения о присвоенной в результате экспертизы группе, причинах инвалидности и дата ее установления, впервые или нет разработана карта, степени ограничения к разным сферам жизнедеятельности;
  5. Большая часть карты посвящена подробному описанию реабилитирующих мероприятий, включающих профобразование, необходимость в реконструктивной хирургии и протезировании, санаторно-курортном лечении;

Важно! В карте инвалид ставит свое согласие на содействие в поисках подходящей для него работы.

  1. Медкомиссия в индивидуальной программе реабилитации размещает заключение о стойкости нарушения функций в результате заболевания или травмы и рекомендует мероприятия по социальной и медицинской реабилитации. В таблице, содержащей рекомендации, указано, кто должен исполнить эти конкретные пункты. Особенно важен раздел, посвященный техническим средствам реабилитации и протезно-ортопедическим изделиям.

Карта должна быть разработана комиссией в 30дневный срок с момента установления инвалидности. Чтобы ее разработали, нужно подать соответствующее заявление в МСЭ. Лучше написать его в двух экземплярах и на втором потребовать поставить отметку о принятии. Так вы получите хоть какую-то гарантию, что процедура не затянется надолго.

Что дает индивидуальная программа реабилитации инвалиду?

Эта карта – необходимый документ буквально в всех инстанциях. Если ребенок-инвалид поступает по квоте в высшее учебное заведение – нужно предъявить ИПР, если человек становится на учет в центре занятости – тоже. Карту спросят в фонде социального страхования для оформления путевки в санаторий и заявки на бесплатные средства реабилитации. Одним словом, без нее просто никуда.

Важно! Сведения о необходимых средствах реабилитации вносятся в карту в соответствии с федеральным перечнем. Если вы реально нуждаетесь, к примеру, в специализированной кровати, вам могут ее не вписать, так как она не входит в перечень, но если вы будете настаивать, кровать внесут, а в графе «Исполнитель» проставят «самостоятельно». Зачем это нужно? Если вы будете обращаться в благотворительные организации или, к примеру, в профсоюз, вы сможете аргументировать свою просьбу о помощи, подтверждая ее наличием необходимого ТСР в карте.

Скорее всего, в комиссии МСЭ вам предложат типовой бланк заявления, в который нельзя вписать никаких дополнительных, но очень важных для вас пожеланий. В этом случае в конце заявления припишите требование о рекомендация в приложении и сделайте лист приложения, в который запишите все ваши нужды. Требования по внесении рекомендаций в карту следует подтвердить заключениями специалистов. Карту разрабатывают на год, но вы можете потребовать ее нового выпуска и раньше, для этого придется снова пройти всю комиссию. Рекомендации по прохождению комиссии МСЭ мы описывали с в статье « « .

Совет! Некоторые МСЭ идут на серьезные нарушения, предлагая инвалидам (в основном представителям несовершеннолетних инвалидов) отказаться от разработки ИПР. Ни в коем случае не соглашайтесь!

Что делать, если вас не устраивает составленная индивидуальная программа реабилитации?

В каждом разделе карты при ее получении вы должны расписаться. Это подтверждает, что вы согласны с ее содержимым. Не торопитесь. Внимательно прочитайте содержимое раздела и в случае несогласия так и на пишите: не согласен и укажите причину. После вы сможете обжаловать решение местной комиссии в региональном бюро. Если там признают ваши требования законными, вы дадут новую карту. Если и там не найдете понимания – обращайтесь в федеральное МСЭ и суд.

Подробнее, как обжаловать решение МСЭ прочитайте по этой .

Для исполнителей, указанных в ИПР, ее содержимое – руководство к обязательным действиям, но инвалид сам может отказаться от рекомендаций МСЭ. Все услуги носят заявительный характер, так что если вы не обратитесь за их получением – то и не получите.

Обратите внимание, что исполнители реабилитационных мероприятий – не конкретные организации, а их тип – то есть фонд социального страхования (а не конкретный филиал), органы социальной защиты и так далее. Если конкретная организация по месту жительства отказывается от выполнения назначений ИПР – требуйте от них письменный отказ и идите в суд.

Что делать, если вас не устраивают средства реабилитации, бесплатно предоставленные по ИПР?

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в большинстве регионов осуществляется фондом социального страхования. В некоторых – органами социальной защиты. Закупки ТСР и ПОИ осуществляются через систему государственных контрактов и торги. Очень часто качество изделий, поставляемых бесплатно, не устраивает инвалидов. Это и понятно: когда ведется поиск самых дешевых изделий, ничего хорошего ждать не приходится. Есть две альтернативы:

Первая – аргументированно требовать именно то изделие, которое вас устраивает, писать жалобы во все инстанции от вышестоящего начальства до прокуратуры. Практика показывает, что в большинстве случаев инвалид выигрывает и ФСС заключает под него индивидуальный контракт.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Порядок исполнения рекомендаций ИПР пока нельзя назвать полностью отработанным. Существует много нюансов и расхождений, которые выматывают нервы и силы. Не сдавайтесь и держите все под контролем. Заранее ознакомьтесь с перечнем возможных реабилитационных услуг, проконсультируйтесь и получите заключение от лечащего врача о необходимых вам изделиях. Поверьте, очень многие люди, упустившие этот момент, выходят из МСЭ с пустыми картами, а потом хватаются за голову. В ваших интересах вписать в индивидуальную программу все, что только можно, а потом уже вы сами решите, что из рекомендованного стоит получать.