Система организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях

Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.

На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.

Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.

Важнейшие функции бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура управления коммерческим предприятием:

1) контроль процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);

2) обеспечение сохранности ценностей;

3) снабжение руководства и менеджеров различных уровней необходимой информацией;

4) поддержание обратной связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;

5) анализ хозяйственной деятельности.

1. Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.

Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный результат.

Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.

Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.

2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.

3. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.

4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.

5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.

Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета.

Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.

Главные задачи бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:

1) предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;

2) осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;

3) контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;

4) отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5) нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;

6) выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.

Абсолютную ответственность перед руководством коммерческого предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финансовая персона на предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной принадлежности - это организация, управление и контроль повседневной, подчас рутинной, учетной работы.

Бухгалтерский учет должен быть скрупулезным и идеальным. На первый взгляд, прозрачность бухгалтерского учета находится в некотором противоречии с соблюдением коммерческих тайн предприятия. Но это не так. Четкость учета, его абсолютная ясность и легкая читаемость необходимы, в первую очередь, самому бухгалтеру, чтобы иметь возможность принимать важные решения в предельно сжатые сроки. Коммерческие тайны целесообразно выделять отдельно. Лучше, чтобы их было немного, тогда оберегать их будет легче.

Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.

Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.

Дополнительные условия, которые необходимы для достижения прогнозируемого финансового результата:

1) ведущая роль бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя;

2) четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами;

3) деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;

4) выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.

Первый (ключевой) фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых платежей, - это ведущая роль бухгалтера на предприятии и его партнерские взаимоотношения с руководителем. Правовой основой этих взаимоотношений является Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23.07.1998 г.), где в ст.7 регламентируются права и обязанности главного бухгалтера на предприятии. Однако речь идет о более высокой форме сотрудничества. Критериями ее наличия могут служить, например, возможности главного бухгалтера участвовать в заключениях договоров со смежными организациями, а также оперативно и самостоятельно принимать важные финансово-экономические решения в отсутствие руководителя.

На сегодняшний день в руках у главного бухгалтера есть превосходный инструмент для решения данной проблемы.

Второй важнейший элемент общей экономической стратегии предприятия - это его взаимоотношения с дебиторами и кредиторами. Их тоже надо планировать и формировать. Участие главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки и прогнозируемую величину финансового результата. Сложность формирования отношений с поставщиками, покупателями, кредитными и страховыми организациями часто возникает из-за отсутствия достоверной информации об их финансовой устойчивости. К сожалению, получить ее весьма сложно.

В странах с развитой рыночной экономикой коммерческие банки по договорам со своими клиентами предоставляют им подобные сведения, полученные по своим информационным сетям. В России это пока не принято: такую информацию относят к категории коммерческой тайны. Вспоминается один любопытный случай. Однажды автору пришлось обратиться за такими сведениями в один известный московский банк. Управляющий очень удивился такой просьбе и отказал, мотивируя отказ святостью коммерческих секретов. А через несколько месяцев этот же управляющий обратился к автору с личной просьбой помочь банку реализовать китайский ширпотреб. Оказалось, что банк опрометчиво выдал кредит торговой фирме под залог ширпотреба, видимо не обладая достаточной полнотой сведений ни о финансовом состоянии клиента, ни о степени ликвидности залога.

Проблема установления объектов коммерческой тайны предприятия и их сохранения не очень проста. Чтобы ориентироваться в данном вопросе, следует знать, какую информацию российское законодательство относит (не относит) к коммерческим секретам. Согласно постановлению Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35, не могут составлять коммерческую тайну предприятий и предпринимателей:

1) учредительные документы и Устав;

2) документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

3) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и другую информацию, необходимую для проверки правильности исчисления и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

4) документы о платежеспособности;

5) информация о численности, составе работающих, их заработной плате, а также о наличии свободных рабочих мест;

6) данные об уплате налогов и обязательных платежей;

7) сведения о загрязнении окружающей среды, о нарушении антимонопольного законодательства, о несоблюдении безопасных условий труда, о реализации продукции, вредной для здоровья и размерах причиненного при этом ущерба;

8) данные об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах и других коммерческих предприятиях.

Третий существенный компонент общей экономической стратегии предприятия - это взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими государственными органами. Здесь роль главного бухгалтера чрезвычайно велика. Нормативных документов, регламентирующих это взаимодействие, достаточно много. Не перечисляя их, отметим, что любые инструкции и предписания могут трактоваться по-разному, поэтому очень важно с самого начала найти взвешенный, уважительный и профессиональный стиль общения с представителями проверяющих организаций. В тех случаях, когда стороны не могут прийти к согласию, на наш взгляд, следует проявлять определенную гибкость. В непринципиальных вопросах и в случаях незначительных сумм платежей целесообразно отдавать приоритет контролирующим органам, т.е. придерживаться правила: "налоговый инспектор всегда прав". Это вовсе не исключает использования в решающих ситуациях третьей стороны, например арбитражного суда. По имеющейся информации около 50% дел по налоговым спорам в арбитражных судах выигрывают предприятия.

Одной из удачных форм договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная политика предприятия. Если представители МНС РФ приняли ее у предприятия без замечаний, то она (учетная политика) становится своего рода разрешительным документом. Поэтому рекомендуем бухгалтеру спорные, сомнительные и не очень ясные вопросы включать в учетную политику в трактовке предприятия. Отсутствие возражений будет означать согласие с данной трактовкой. Кроме того, в настоящее время у организаций появилась возможность официальных письменных запросов, направляемых в территориальные органы МНС РФ по интересующим их конкретным проблемам налогообложения.

Самый главный момент, подводящий определенную черту во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, фондами социального страхования и обеспечения, а также органами статистики - это сдача баланса и отчетности. На этой стадии от бухгалтера требуется максимальное внимание, сдержанность, терпение и оптимизм. Неоднократно приходилось видеть, как коллеги-бухгалтеры на этом этапе допускали элементарные просчеты.

На наш взгляд, в любой ситуации бухгалтеру следует сохранять свою профессиональную гордость и чувство достоинства.

Четвертый важный элемент, способствующий проведению эффективной экономической политики предприятия - это организация бухгалтерского учета, а именно: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. В большинстве случаев решение подобных вопросов в руках бухгалтера и полностью от него зависит. О них разговор будет вестись во многих последующих главах.

Современный бухгалтерский учет опирается на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков; является важнейшим разделом экономики и включает в себя все используемые сегодня виды учета: бухгалтерский, налоговый, управленческий, финансовый и инвестиционный.

Конечно, бухгалтерский учет не единственный источник информации, необходимой руководству коммерческого предприятия для принятия ответственных решений. Однако сущность бухгалтерской работы и ее исторический опыт показывают, что она с наибольшей полнотой и точностью отражает все аспекты деятельности фирм с учетом экономических законов, юридических норм и правил.

Появившаяся в ряде современных публикаций тенденция толкования бухгалтерского учета, как отрасли гуманитарной науки, в основе которой лежат некие субъективные финансово-производственные идеи, первичные по отношению к хозяйственной материальной деятельности организации, и поэтому не дающие оснований для точного количественного измерения ее результатов - это проявление очевидных недостатков системы образования в современной России.

Утверждения ряда теоретиков о том, что бухгалтерская прибыль некое формальное определение, и по этой причине ее нельзя считать реальной движущей силой экономического развития, опровергнуто многовековой человеческой практикой. Предприниматели и бухгалтеры коммерческих предприятий это хорошо знают, и вводить их в заблуждение псевдонаучной риторикой не следует.

В последнее время по инициативе различных министерств и ведомств усиливается тенденция выделения в самостоятельные направления различных видов учета, в частности бухгалтерского, налогового и управленческого. Это противоречит интересам коммерческих предприятий, а также экономике страны в целом.

Как определено в ГК РФ, в рыночной экономике коммерческая деятельность ведется без привлечения бюджетных средств и при полной ответственности за ее конечный результат руководства и собственников (учредителей) организации. Поэтому право выбора количества и видов учета должно принадлежать только им. А требования государственных органов по предоставлению им определенной отчетности о деятельности организации должны быть сформулированы максимально четко, конкретно и экономически обоснованно. Отчетность не должна быть самоцелью коммерческой организации и ее основной обязанностью.

Более того, дело не только в налоговой отчетности. Одной из самой острых и мучительных проблем, препятствующих успешной деятельности коммерческих предприятий является чрезмерно жесткая и запутанная система налогообложения. Если исполнять все предъявляемые ею требования, то можно в кратчайшие сроки разорить любую, даже крепкую компанию. Многолетняя чехарда в принятии и отмене законов и инструкций, написании и переписывании статей Налогового кодекса приносят экономические дивиденды только их авторам.

Нужно изменить принцип налогообложения в России. В странах с развитой рыночной экономикой платят налоги только прибыльные предприятия. Вот, например, какую рекомендацию дают предпринимателям ведущие специалисты по торговому бизнесу в Англии:

"Никогда не ставьте налоговые соображения во главу угла при принятии деловых решений. Гораздо целесообразнее получать большую прибыль и платить большие налоги, чем не платить никаких налогов из-за отсутствия прибыли.

Что же касается учета и отчетности, по мнению многих бухгалтеров-профессионалов, есть настоятельная необходимость формирования всех категорий учета на базе первичных бухгалтерских документов, важными свойствами которых являются их юридический статус, взаимосвязанность и контролируемость.

Сегодня не существует принципиальных трудностей выделения того или иного вида учета. Все они в той или иной степени отражают различные аспекты реальной экономики предприятия. Специалисты служб бухгалтерского учета на большинстве коммерческих предприятий обладают высокими профессиональными качествами, обеспечивающими большую эффективность работы. Их, как правило, характеризуют:

энергичные и быстрые действия;

постоянный контакт с поставщиками товарно-материальных ценностей и покупателями готовой продукции и товаров;

разумная самостоятельность поведения и предприимчивость;

отношение к персоналу коммерческого предприятия как главному источнику повышения производительности труда;

отличное знание реальной экономической обстановки и уверенная ориентация, как во внутренней, так и внешней предпринимательской среде;

сосредоточение своих усилий в направлениях деятельности, которые каждый конкретный работник бухгалтерии понимает, знает и умеет исполнять лучше всего;

простота форм сбора, обработки и передачи управляющей информации;

гибкое сочетание в работе инициативы и исполнительской дисциплины.

На коммерческих предприятиях бухгалтерия на базе первичных документов обычно составляет журнал хозяйственных операций. Он достаточно легко преобразуется в логическую или статистическую бухгалтерскую модель, которая пригодна для определения зависимостей чистой прибыли от различных экономических характеристик при разных условиях хозяйствования. Это дает возможность предвидеть финансовый результат деятельности фирмы.

Накопленный опыт свидетельствует: на базе современного бухгалтерского учета можно и нужно решать любые практически значимые экономические проблемы коммерческих предприятий, вне зависимости о того, к какой конкретной сфере они относятся: управленческой, финансовой или налоговой.

Бухгалтерский учет в коммерческих организациях служит для образования актуальной и, о правдивой информации. Точные сведения о взаимном соотношении нескольких подсистем компании, обобщаясь, складываются в . Отправлением данных бухучета КО в требуемой форме для фискальных ведомств завершается совершенно каждый финансовый период.

Бухгалтерский учет в коммерческой организации рассматривает и анализирует многообразие учетных данных, в том числе параметры:

  • объем продаж и издержек;
  • расходы на выплаты по бюджету;
  • финансовые показатели;
  • наличие прибыли и убытков.

Кому необходим бухгалтерский учет?

Бухгалтерский учет в коммерческих организациях – наблюдение, сбор, упорядочивание, и непременно систематизирование сведений по всем операциям деятельности Группировка разнородных элементов - возможность собрать и обработать настоящую информацию о работе всех подсистем, обобщить, а их разбор служит отправной точкой для внедрения продуктивных методов руководства. То есть, бухгалтерский учет в коммерческих организациях - главное звено, которое позволяет сделать оценку, упорядочить и регулировать внутрифирменные процессы. Ориентируется бухгалтерский учет в коммерческих организациях на действующую систему манипуляция или реализаций. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях эта система определяет бухучет КО среди большого состава систем учета и определяет значимость. Среди требований надо отметить:

  • непрерывность;
  • системность;
  • документальность;
  • баланса.

Вышеперечисленные требования подвергаются группировке, корректной регистрации, суммированию, что значимо влияет на бухучет КО. Особое значение имеет непременное соблюдение коммерческой тайны про бухгалтерский учет в коммерческих организациях .

Преимущества ведения бухгалтерского учета

Директору фирмы можно сильно сэкономить, подписывая договор с аутсорсинговой компанией на бухгалтерский учет в коммерческих организациях. Ведь теперь можно штатных бухгалтеров не нанимать, сократить расходы на оснащение оргтехникой сотрудников, на внедрение учетных программ для отдела, начисление заработную плату и различного рода отчисления. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • совершенно экономический успех;
  • гарантия ведения бухучета КО на высочайшем профессиональном уровне;
  • бухгалтерский учет в коммерческих организациях снижает риски, в связи с неожиданными ошибками, которые появляются при оформлении или в налоговые организации финансовых документов;
  • бухгалтерский учет в коммерческих организациях обращается к последним нормативным актам, где используется только актуальное налоговое законодательство, представляя документацию бухучета всех видов.

Наши специалисты, специализирующиеся на аутсорсинге, внедряют в бухучете КО современные разработки и методики, применяют последние компьютерные решения.

Что делаем мы:

Квалифицированные сотрудники аутсорсингового агентства предлагают высокопрофессиональный бухгалтерский учет в коммерческих организациях. Нашей команде по силам разрешить любые, даже сложные задачи, которые нужны для корректной функционирования без ошибок компании-заказчика. Бухгалтерский учет в коммерческих организациях тут составленный договор может быть и на одну услугу, либо на несколько видов на выбор заказчика:

  • постоянное сотрудничество;
  • услуги по составлению и сдаче финансового отчета за определенный период времени;
  • другие всевозможные операции.

Бухгалтерский учет в коммерческих организациях - это:

  • диагностика состояния дел в данный момент времени;
  • исполнение оптимальных, логичных методик и способов для ведения бухучета КО;

Для исключения вероятного убытка, неприятностей, недоразумений с контролирующими фискальными ведомствами вернее будет доверять бухгалтерский учет в коммерческих организациях профессионалам, обладающих многолетним опытом и глубокими знаниями в данной сфере, наработанными навыками.

Что делаете Вы:

Заключая договор с нами на бухгалтерский учет в коммерческих организациях, вы обязуетесь отправить специалистам всю нужную и актуальную финансовые документы для бухучета КО:

  • первичных учётных документов по внутрифирменным операциям;
  • сведения, входящие в бухгалтерский учет в коммерческих организациях;
  • оборотные реестры, а также аналогичные документы, отражающие движение денег;
  • иные данные для корректной регистрации, упорядочивания информации.

Стоимость

В условиях рыночной экономики для принятия эффективных управленческих решений исключительно важное значение имеет рациональная организация бухгалтерского учета во всех коммерческих организациях.

Одной из задач руководителя коммерческой организации является организация работы бухгалтерии, обеспечивающей получение информации в минимально короткие сроки и с минимальными затратами.

Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систему мер, обеспечивающих получение своевременной и достоверной информации, необходимой для управления организацией.

Задачами организации бухгалтерского учета являются:

1. Улучшение документирования хозяйственных операций и документооборота.

2. Внедрение передовых форм и методов организации бухгалтерского учета.

3. Совершенствование рабочих мест учетного аппарата.

4. Повышение уровня квалификации учетных работников.

Рациональная организация бухгалтерского учета означает такое его построение, при котором обеспечивается своевременное, полное и достоверное отражение в учете и отчетности всех хозяйственных операций и оперативный контроль использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Важнейшими предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета в коммерческой организации являются:

1. Высокая общеэкономическая и специальная подготовка работников учетной службы;

2. Установление оптимальных объемов и сроков получения учетной информации, необходимой для оперативного управления производством и составления бухгалтерской и статистической отчетности;

3. Правильное решение вопроса о характере учетных взаимоотношений между структурными подразделениями и центральной бухгалтерией организации;

4. Рациональная организация технологии и управления производством;

5. Планирование организации учетного процесса;

6. Использование в учете современной вычислительной техники (компьютеров).

В коммерческих организациях организацией бухгалтерского учета руководит главный бухгалтер или лицо, его заменяющее.

Руководитель организации в порядке, предусмотренном ее собственником или уполномоченным им органом, имеет право создавать в организации бухгалтерию как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, им назначенным, или передавать на договорных началах ведение учета специализированной организации или централизованной бухгалтерии того юридического лица, в состав которого входит организация, или пользоваться услугами внештатного специалиста-бухгалтера, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и утвержденной решением руководителя организации.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю коммерческой организации.

В его компетенцию входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики организации, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При поступлении к исполнению и оформлению документов по операциям, противоречащим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета, нарушающим договорную и финансовую дисциплину, наносящим ущерб собственнику, государству, другим юридическим и физическим лицам, главный бухгалтер обязан письменно сообщить об этом руководителю организации. Только после получения соответствующего письменного распоряжения он может принять такие документы к оформлению и исполнению. В этом случае ответственность за совершение таких операций несет руководитель организации.

В зависимости от степени централизации учетных работ в главной (центральной бухгалтерии) бухгалтерский учет в организации может быть.

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Бухгалтерский учет как наука, имеющая исключительно практическую направленность, базируется на определенных принципах. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров,Л. А. Мельникова; под ред. Ю. А. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2011

Принцип системности. Как любая система, бухгалтерский учет имеет вход (входная информация - первичные документы), выход (бухгалтерская отчетность), внешние управляющие сигналы (нормативные акты и регулирующие процедуры), четкие алгоритмы сбора и обработки первичной информации. Неотъемлемой чертой любой системы является наличие обратной связи. Принцип системности предполагает, что все регистры и формы отчетности должны быть взаимосвязаны, чем достигается целостность бухгалтерского учета как информационной системы.

Принцип оценки имущества и обязательств в денежном выражении. Как следует из ст. 1 и 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 21 ноября 1996 г.№129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции законов от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ,28.03.2002 г. № 32-ФЗ, 31.12.2002 г. № 187-ФЗ, 31.12.2002 г. № 191) , оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций для их отражения в бухгалтерском учете производится в денежном выражении. При этом оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; оценка имущества, полученного безвозмездно (при этом следует иметь в виду, что объекты и субъекты дарения ограничены ст. 575 и 576 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.2) от 26.01.1996 №-14 ФЗ (в редакции от 08.04.2007г. №243-ФЗ) // СЗ РФ от 23.05.2007 -№ 32), - по рыночной стоимости на дату оприходованиия; оценка имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (себестоимости). При этом бухгалтерский учет по валютным счетам и валютным операциям ведется в рублях на основании перерасчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции.

Принцип определения факта хозяйственной деятельности. Поскольку предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные операции, то, очевидно, что все факты хозяйственной деятельности, подлежащие отражению в учете, должны быть четко определены. Это относится как к различного рода хозяйственным сделкам (договоры поставки, аренды, подряда и т. п.), формирующим внешнюю информационную среду для бухгалтерского учета, так и к внутрихозяйственным операциям (перемещение ценностей со склада в производство, выпуск продукции из производства и т. п.), что составляет внутреннюю информационную среду для бухгалтерского учета. http://www.buh.ru/

Принцип непрерывности и всеобъемлющего характера. В бухгалтерском учете осуществляется сплошной, непрерывный и полный учет всех хозяйственных операций, чем достигается всеобъемлющий характер бухгалтерского учета. Все первичные документы должны быть своевременно, достоверно и полно зарегистрированы в бухгалтерском учете. Отметим, что этот принцип в основном и нарушается при ведении бухгалтерского учета в коммерческих организациях современной России. Руководители и собственники большинства организаций не обеспечивают бухгалтерию всеми документами, необходимыми для ведения сплошного и непрерывного учета. http://www.buh.ru/

Принцип документальности. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Остановимся подробнее на этом принципе, поскольку в налоговой и аудиторской практике чаще всего выявляются нарушения хозяйствующими субъектами именно принципа документальности. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами унифицированных форм. Если же для данной операции отсутствует установленная форма, то он должен содержать следующие обязательные реквизиты Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров,Л. А. Мельникова; под ред. Ю. А. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2011:

  • - Наименование документа;
  • - Дата составления документа;
  • - Наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • - Содержание хозяйственной операции;
  • - Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • - Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • - Личные подписи указанных лиц.

В повседневной бухгалтерской практике зачастую первичные документы оформляются уже после отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете, причем не непосредственно после окончания хозяйственной операции, а спустя довольно продолжительное время.

Отнюдь, не умаляя значение других принципов бухгалтерского учета, необходимо отметить, что без первичного документа не может быть никакой бухгалтерской записи, следовательно, нет документа - нет и бухгалтерского учета.

Принцип ответственности руководителя. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определено, что руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности. При этом главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, может иметь с ним разногласия относительно осуществления отдельных хозяйственных операций, но при наличии письменно осуществления отдельных хозяйственных операций, но при наличии письменного распоряжения организации всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций несет руководитель. http://www.buh.ru/

Принцип обособления имущества. Имущество организации, являющееся собственностью организации, должно учитываться обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации, в том и от имущества собственников. Этот же принцип необходимо соблюдать и при учете имущества, полученного доверительное управление; давальческого сырья, принятого в переработку; товаров, принятых для комиссионной торговли; прочего имущества, принятого для ответственного хранения.

Принцип баланса. Баланс (в пер. с франц. «равновесие») в бухгалтерском учете - это экономическая группировка имущества по составу и по источникам их формирования. В активе баланса отражаются основные средства, запасы, затраты, денежные средства и расчеты с дебиторами; в пассиве - источники собственных средств (уставный капитал и прибыль), а так же расчеты с кредиторами. Таким образом, с экономической точки зрения отражаемая в пассиве кредиторская задолженность (например, начисленные, но еще не уплаченные в бюджет суммы налогов) выступают в качестве источника формирования оборотных средств, отражаемых в активе. Принцип баланса требует соблюдения балансовой формулы: сумма активов равна сумме пассивов.

Принцип двойной записи. Каждая хозяйственная операция в денежном выражении отражается по дебету одних счетов и по кредиту других счетов, - это хрестоматийный принцип, известный всем, кто хотя бы один раз слушал лекцию по бухгалтерскому учету.

Принцип соответствия. Все факты хозяйственной деятельности организации должны относится к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, все доходы данного отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, обусловившими получение этих доходов. Следует отметить, что практическое применение этого принципа весьма затруднительно, поскольку требует наличие в бухгалтерии всей оперативной информации о хозяйственной деятельности организации. Вместе с тем несоблюдение этого принципа влечет за собой завышение себестоимости конкретного отчетного периода за счет включения в себестоимость расходы будущих периодов, из-за чего занижается сумма налога на прибыль, что неминуемо влечет за собой наложение штрафных санкций как минимум в виде пеней.

Принцип отчетного периода. Согласно ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» отчетным годом для всех организаций является календарный год, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года. Тем не менее, в оперативном учете отчетными периодами могут быть и более мелкие периоды (месяц, декада, неделя, год) в зависимости от масштабов хозяйственной деятельности и задач оперативного управления.

Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

  • - способы погашения стоимости активов;
  • - организация документооборота;
  • - инвентаризация;
  • - способы применения счетов бухгалтерского учета;
  • - система регистров бухгалтерского учета;
  • - способы обработки информации;
  • - иные соответствующие способы и приемы Безруких П. С., Ивашкевич В. Б., Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, 3-е изд. - М., 2011 г.

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять. Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.

Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования:

Требование полноты. Учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности. Выполнение этого требования достигается в процессе организации системы документооборота.

Требование своевременности. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности обеспечивается благодаря четкому составлению первичных учетных документов в соответствии с требованиями закона о бухгалтерском учете и своевременному отражению их в бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Требование осмотрительности. Предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. С учетом этого требования приняты ПБУ о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.

Требование приоритета содержания перед формой. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности следует производить исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. На практике сегодня и бухгалтерский, и налоговый учет строятся, наоборот, исходя из правовой оценки прошлых событий (переход права собственности, условия заключения договора и т. п.). Таким образом, это требование к учетной политике организаций фактически является почти невыполнимым (да никто его и не проверяет, а за невыполнение не предусмотрено никаких наказаний).

Требование непротиворечивости. В бухгалтерском учете неукоснительно соблюдается тождественно данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Требование рациональности. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации достигается обоснованным разделением расходов на прямые и косвенные, возможностью для малых предприятий вести учет по упрощенным формам и т. п.

Учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. (Приложение 2). Положения учетной политики организации должно применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

Только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки. http://www.buh.ru/

При формировании учетной политики предлагается:

  • - что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • - что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);
  • - что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);
  • - что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности) Глушков И.Е.. Бухгалтерский учет на современном предприятии. -М.,2007г..

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики предполагаются следующие допущения Макальская М.П., Денисов А.Ю.. Самоучитель по бухгалтерскому учету 13 - е изд. - М., 2006 г.:

Допущение имущественной обособленности. Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;

Допущение непрерывности деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

Допущение последовательности применения учетной политики. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного года к другому. Именно поэтому следует не принимать каждый год новую учетную политику, а вносить изменения в действующую.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это допущение - единственное, которое не согласуется с правилами налогового учета.

Согласно п. 16 ПБУ 1/2008 вносить изменения в учетную политику можно в следующих случаях Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - М., 2009 г.:

  • - когда изменилось законодательство Российской Федерации или нормативные документы по бухгалтерскому учету;
  • - когда организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета (более точные или менее трудоемкие);
  • - когда изменились условия деятельности организации (произошла реорганизация, смена собственников, изменились виды деятельности).

Внесение изменений в учетную политику оформляется приказом руководителя.

Если у организации возникли операции, схема учета которых не была установлена, то учетную политику следует дополнить. Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.

Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут:

  • - бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера;
  • - один бухгалтер, состоящий в штате организации;
  • - специализированная организация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера;

Выбранный способ должен быть указан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются Бочкарева И.И., Левина Г.Г., Бухгалтерский финансовый учет: Учебник - ("Бакалавриат") ГРИФ, 2011.:

  • - журнально-ордерная;
  • - мемориально-ордерная;
  • - упрощенная форма учета для малых предприятий;
  • - автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.